ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗРЫВ С МОСКВОЙ. ПОЧЕМУ ВТОРОЙ РИМ ПОШЕЛ ПРОТИВ ТРЕТЬЕГО

Кількість переглядів 502

Небо над Кремлем внезапно стало ниже. Вдруг между кремлевскими звездами и небом словно образовался потолок.

Через триста лет безоговорочного доминирования над Русской православной церковью оказалось, что Москва – отнюдь не Третий Рим и вовсе не столица всемирного православия. Над православной Москвой тоже есть свой начальник. При этом он вполне земной и человечный. Хотя должность его и называется очень даже помпезно: архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх.

ВАРФРЛОМЕЕВСКИЙ ДЕНЬ

Зовут этого первосвященника Варфоломей. Он 223- й Константинопольский патриарх с раннехристианских времен образования кафедры во Втором Риме. Для всех православных, включая российских, Варфоломей – как Папа римский для католиков. Такое решение принял почти полторы тысячи лет (!!!) тому назад Трулльский Собор: „Определяем, да имеет престол Константинопольский равные преимущества с престолом древнего Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем…:“.

С тех пор все так и работает: Вселенский патриарх шлет приглашение Папе – и тот приезжает к нему. В ноябре 2006 к Варфоломею прибыл Папа Римский Бенедикт Шестнадцатый. До него у Вселенского патриарха в 1967-м году побывал Павел Шестой и в 1979 г. Иоанн-Павел Второй.

Патриарху Варфоломею сейчас 78 лет, в миру он – Димитриос Арходонис, живет в Стамбуле. И сегодня этот пожилой и еще недавно малоизвестный за пределами воцерквленной публики человек – главная глобальная угроза существованию православной Московской империи.

И да, в мае этого года Варфоломей отказал в аудиенции президенту Путину, гостившему в Анкаре у Эрдогана. Российскому лидеру пришлось удовлетвориться телефонным разговором со Вселенским патриархом и гордо сообщить об этом на своем сайте.

А 8 сентября “министр иностранных дел” Русской православной церкви митрополит Иларион в эфире всех федеральных телеканалов выступил с угрозами Вселенскому патриарху. Ничего подобного телеэфир еще не слышал за время своего недолгого (по меркам христианства) существования. По словам Илариона, средства церковной дипломатии на сегодняшний день практически исчерпаны. Как выразился Иларион, Константинополь поступил с РПЦ подло и вероломно, но Русская православная церковь оставляет ему возможность одуматься…

ТОМОС ДЛЯ КИЕВА

Чем же так насолил патриарх Константинополя Московской патриархии?

1 сентября, в ходе Синаксиса (Архиерейского собора) Константинопольской церкви в Стамбуле патриарх Варфоломей заявил, что берет на себя инициативу по преодолению украинского раскола, “поскольку Россия как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине не способна решить проблему“.

Инициатива же Константинополя состоит в том, что Украинская православная церковь получит Томос об автокефалии. Если перевести этот греческий старояз на русский, то украинское православие получает полный суверенитет и независимость от Москвы.

Цепочка: церковный приход – Киев – Москва – Константинополь сокращается ровно на одно звено. И это звено – Москва. Случиться это взрывное событие может уже в наступающем октябре.

Читателю, далекому от политико-религиозных коллизий, трудно оценить остроту боли, переживаемой сейчас Московской патриархией. Для того, чтоб разобраться в этом хоть немного, надо понять, что собой сегодня представляет РПЦ (Русская православная церковь) и какую роль в ее земном быту играет Украина.

В 40- миллионной Украине две трети граждан (65,4%) считают себя православными, свидетельствуют данные опроса Центра Разумкова.

К римско-католической церкви принадлежат 1% украинцев, Украинской греко-католической – 6,5%, протестантами себя считают 1,9%, исповедуют иудаизм 0,2%, ислам – 1,1%

В подчиняющейся РПЦ Украинской православной церкви Московского патриархата насчитывается 13’348 приходов: всего на 4’694 меньше, чем у московского патриарха во всей России.

Москве в Украине принадлежит 168 монастырей, в России — 499. При этом украинские монастыри, в первую очередь три лавры (в РФ их всего две), богаче российских.

У второй религиозной силы, Украинской православной церкви Киевского патриархата, 5 167 приходов и 62 монастыря.

У третьего объединения, самопровозглашенной Украинской автокефальной православной церкви, 1’225 приходов и 13 монастырей.

В случае если бы в автокефальной церкви объединились все православные Украины, на православной карте мира появилась бы церковь, оспаривающая первенство у самой РПЦ.

И вот теперь, согласно Томосу – Указу Вселенского патриарха, именно это и может быть поставлено на карту: вторая и третьи силы объединяются в новую Единую православную церковь Украины, а часть приходов, подчиняющихся Москве, еще до получения Томоса заявили о присоединении к ней.

Дело в том, что в любой момент каждый приход в Украине, по украинскому законодательству, может перейти в другую конфессию.

Томос новая Единая Украинская церковь может получить в Софии Киевской. Решение о Томосе принимает Синод как распорядительный орган, а его ближайшее заседание запланировано на октябрь. Затем созывается собор украинских иерархов, который в присутствии специальных представителей Вселенского патриарха изберет предстоятеля единой церкви и ему вручат Томос как документ.

За день до теледемарша из Москвы, 7 сентября, на сайте Константинопольского патриархата появилось краткое коммюнике: «В рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине Константинопольский патриарх назначил своими экзархами в Киев архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады, оба которые служат украинским православным верующим в своих странах под эгидой Константинопольского патриархата».

И 300 ЛЕТ ОДНАЖДЫ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ…

Таким образом Варфоломей совершил предпоследний шаг перед подписанием Томоса о независимости украинского православия от Москвы и возвращения его под руку Константинополя.

Дело в том, что в Константинополе считают последние триста лет нахождения украинских православных под властью Московской патриархии временным явлением.

Патриарх Варфоломей: «В 1686 году наш предшественник, покойный Патриарх Дионисий IV, вследствие политического давления мучительных обстоятельств и ради мира в Поместной Церкви, был вынужден издать письмо, предоставляющее Москве право рукополагать Митрополита Киевского при неизменном условии, что каждый Митрополит Киевский будет не только поминать имя Вселенского Патриарха как своего духовного настоятеля и авторитета, но и демонстрировать каноническую юрисдикцию Константинополя над этой Митрополией».

ГРАНАТА ДЛЯ ПАТРИАРХА

Говорят, что патриарх Варфоломей определил делом своей жизни возвращение к канонам. Именно поэтому сейчас его жизнь – в огромной опасности.

После первого Майдана, во времена президента Ющенко, он уже пытался начать процесс предоставления автокефалии Киеву. Это привело к двум покушениям на его жизнь в 2005 году: один раз во двор его резиденции бросили гранату, другой раз охранники обнаружили противотанковую мину на его прогулочном маршруте.

Но в те времена Варфоломей был еще в фаворе у турецких властей.

Сейчас же все изменилось.

После попытки переворота в Турции удар по Варфоломею нанесла ежедневная газета Aksam: в ее передовице рассказывалось о предполагаемом участии религиозного деятеля в путче: авторы не скупились на детали и подробности, прилагая ряд фотографий, изображающих Варфоломея и Фетхуллу Гюлена вместе. В Aksam рассказывалось о некоторого рода триаде, якобы подготовившей заговор против легитимного правительства: Гюлене, ЦРУ и патриархате. И хотя все аргументы позже оказались плохой фальшивкой, отношение президента Эрдогана к Варфоломею изменилось радикально. А ведь именно в руках турецкого президента и находится безопасность мятежного патриарха.

По мнению эксперта Сергея Ильченко, конфликт между Вселенским Патриархом и Московской патриархией не является внутрицерковным, и церковные иерархи всех 14 православных патриархатов прекрасно понимают его двойственную, церковно-светскую природу.

Конфликт существует между мировым православием, считает публицист, выступающим как структура относительно автономная, не привязанная ни к одному конкретному государству, а маневрирующая между ними – и Россией как государством, стремящимся подмять под себя все мировое православие, превратив его в инструмент собственного влияния.

В центре этого конфликта 78 -летний первосвященник, лишенный покровительства лидера страны обитания.

Впрочем, опытный политик хорошо знает, как лавировать между сильными мира сего. В 2014 году президент Эрдоган вознамерился превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть (сейчас там музей). Патриарх Варфоломей немедленно отправился с государственным визитом в Берлин и попросил лично у канцлера Меркель защитить Софию. Эрдоган тут же отступил.

Заручился ли накануне разрыва с Москвой Вселенский патриарх поддержкой канцлера Меркель и других мировых лидеров, поможет ли ему эта поддержка? Вопрос остается пока безответным.

У нас с вами в ответ на него есть лишь статистика судеб предшественников храброго патриарха.

Из 222 Константинопольских патриархов 95 скончались на своей кафедре (все они были избраны пожизненно).

В 72-х случаях патриархов низлагала светская власть, 36 патриархов бежали со своей кафедры, причем один из них дважды…

Какая же судьба из вышеназванных ждет Вселенского патриарха Варфоломея?..

Как пишет в пятницу утром весьма компетентный телеграм-канал Церквач,

Не понимают, что происходит, не только рядовые члены РПЦ, но и большинство синодалов. Церквач тоже не понимает, а самое интересное, что едва ли это может утверждать и сам патриарх.
Сразу после встречи с Варфоломеем в Стамбуле патриарх Кирилл, отделавшись от журналистов в аэропорту, полетел к президенту Путину. Путин взял паузу и сказал Кириллу ждать.
Кипящей общественности всю неделю заговаривали зубы. Наконец, Путин что-то решил. Что он решил, патриарх Кирилл узнал сегодня, а все остальные узнают завтра. Это если Путин не передумает.
Сегодня понятно лишь то, что предстоятель Русской Православной Церкви больше не является человеком, который принимает в РПЦ самые важные решения
“.

Таким образом удержание или потеря православной Украины перестают быть успехом или поражением одного лишь Московского патриарха. А становятся личным делом президента РФ. Со всеми, как говорится, впадающими сюда вытекающими из этого последствиями…

Тех, кто дочитал этот лонглонгрид до конца, поздравляю с православным Новым годом! Примерно с XIII века празднование Нового года приходит в соответствии с церковным Новым годом, который начинается 1 сентября по старому юлианскому календарю и 14 сентября по новому григорианскому календарю.

С Новолетием!

Журналист Boris Fel

Happy
Happy
0
Sad
Sad
0
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0

1 коментар до “ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗРЫВ С МОСКВОЙ. ПОЧЕМУ ВТОРОЙ РИМ ПОШЕЛ ПРОТИВ ТРЕТЬЕГО

  1. А желающих быть посредниками между ним и рабами божьими – легион. И каждый, типо, лучше папиредника. В итоге – одни потрясения, преследование инакомыслящих, грабеж и отжим собственности приходов.

Коментування закрито.