Катастрофа “Дружбы” приоткрыла лицо тайной войны между монстрами – «Транснефть» и «Роснефть».
Уже больше 6 недель знаменитый нефтепровод не качает нефть с востока на запад, а последнюю неделю и вовсе потек вспять. В среднем миллион баррелей нефти каждые сутки не доходит до покупателей. Это 60 миллионов долларов чистой потери для российских нефтедобывающих компаний в 24 часа. Даже за тот недолгий момент, пока вы читаете этот текст, Россия недополучит где-то 750’000 долларов.
Но, кажется, ни продавцов, ни покупателей эти проблемы не угнетают. Оба крупнейших НПЗ Германии на востоке страны, наколотые, словно коллекционные бабочки на трубу «Дружбы», спокойно превращают российскую нефть в разные горючие продукты и снабжают ими своих потребителей.
Как такое возможно? Чуть позже, долларов через 250’000 нефтяных потерь, я вам открою этот секрет.
А пока мы заглянем в случайно приоткрывшееся «личико» компании «Транснефть».
04 июня она распространила следующее сообщение:
„После слов главы «Роснефти» Игоря Сечина о ситуации вокруг нефтепровода «Дружба», «Транснефть» рекомендовала лучше готовить тексты его речей,- сообщает Коммерсантъ.- Вытеснения и замещения российской нефти, о котором говорил глава «Роснефти», не произошло, заявили в «Транснефти».
Ранее господин Сечин на общем собрании акционеров «Роснефти» сказал, что ситуация с загрязнением трубопровода «Дружба» оказала негативное влияние на предприятия компании и в целом нефтяную промышленность России.
«Хотелось бы обратить внимание сотрудников компании «Роснефть» на необходимость более тщательно и объективно готовить информацию для публичных выступлений своего руководителя»,— говорится в заявлении «Транснефти».
Компания отмечает, что «если оперировать цифрами, а не эмоциями», в систему за пять месяцев 2019 года было принято на 2,2 млн тонн нефти больше, чем в аналогичный период в 2018 году“.
Первое фантастическое ощущение от этого пассажа: катастрофа и остановка на полтора месяца мощнейшего нефтепровода страны лишь пошла на пользу нефтетранспортной компании.
Иной иностранный читатель хмыкнет: такое возможно только в России!
Но я в ответ приведу пример того, что абсолютно невозможно и в России: так цинично и публично хамить господину Сечину.
Если измерять хамство высочайших чиновников по отношению друг к другу в улюках, по имени одного несчастного поэта, ставшего тюремным библиотекарем на 8 лет за оскорбление чувств главы «Роснефти», то выпад начальника «Транснефти» Токарева тянет улюков на пять! Столько 70-летнему бывшему КГБшному коллеге Путина не протянуть что в тюрьме, что на воле.
А ведь Сечин не первый, кому «Транснефть» дала наотмашь за критику в свой адрес. Первым был как раз сменщик Улюкаева министр финансов Силуанов.
„Силуанов озвучил очевидность,- пишут коллеги,- назвав запоротую «Дружбу» «косяками» «Транснефти» и заметив, что было бы неправильно, чтобы государство отвечало по этим косякам, что спровоцировало совершенно запредельный комментарий со стороны «Транснефти». Надо признать, что и до этого «трансы» демонстрировали редкостную креативность, но на этот раз представитель компании пробил днище.
„Это – упрощенная оценка, основанная на информации от недоброжелателей, – парировал Силуанову советник Токарева господин Дёмин. – Считаю необходимым вспомнить, что когда был взорван несколько лет назад автомобиль первого замминистра финансов Вавилова рядом со зданием министерства, никто не назвал это «косяком» в работе Минфина»…“
О как! Попытка покушения на тогдашнего замминистра финансов скандально известного Андрея Вавилова случилась 3 февраля 1997 года. Министром финансов тогда служил Александр Лифшиц. Через месяц после покушения Борис Ельцин заменил его Анатолием Чубайсом.
Вот куда протянула «Транснефть» линию защиты от наездов Минфина – во времена, когда даже о Путине знали лишь немногие эксперты, а о Николае Петровиче Токареве – только Пал Палыч Бородин, знаменитый управделами Ельцина. У него тогда в очень далеком подчинении трудился будущий глава государства в государстве по названию «Транснефть».
За то время, что вы читали этот экскурс в историю новой России, ее могущественная «нефтянка» потеряла очередные четверть миллиона долларов.
Как я и обещал, пора рассказать, почему же никто не рвет волосы на голове и не вопит истошно: „Надо что-то делать!“.
Потому что там, где одни потеряли, другие нашли. И знаете, кто нашел?
Еще не догадались? Игорь Иванович Сечин и его любимая компания «Роснефть» во главе с товарищем Шредером.
Вот теперь мы с вами можем оценить накал страстей. «Дружба» стоит полтора месяца, как сурок перед ранней весной, «Транснефть» не просто теряет собственные доходы от перекачки миллиона баррелей в сутки на 3 тысячи километров, но еще и уничтожает репутацию России как надежного поставщика углеводородов на Запад.
А в это время «Роснефть», тайком эту репутацию спасая, зарабатывает десятки миллионов дополнительных долларов в сутки. Да ко всему еще насмехается над трубой, упрекая ее в негативном влиянии на всю отрасль.
В такой ситуации не только Токарев почувствует себя Тульским и захочет нажать на курок ТТ, чтоб стереть довольную улыбку заклятого друга. Вот «Транснефть» и решилась на открытую войну с «Роснефтью». Потому что тихую вчистую проиграла.
Что же сделали Сечин со Шредером? Я не буду утверждать, что создали ситуацию с хлорным отравлением нефти в трубе, но воспользовались ею профессионально.
Польские коллеги расследовали этот кейс и раскрыли его детали:
„Построенная в 1970-е система (ее основные элементы — нефтяной терминал и Поморский нефтепровод, соединяющий его с НПЗ компании «Орлен» в Плоцке и НПЗ группы «Лотос») выполнила свою задачу наилучшим образом, – пишут польские журналисты – В результате процесс транспортировки нефти в терминал Бутинга (нефть по 90-километровому трубопроводу идет оттуда на Мажейкяйский НПЗ), удалось оптимизировать, а компания «Орлен» указала Бутинге в качестве второго наряду с гданьским порта, куда «Роснефть» может доставлять свою продукцию в рамках долгосрочного контракта.
Движение танкеров в Гданьске и Бутинге становится все более оживленным. А «Орлен» и группа «Лотос» сообщают, что все нефтеперерабатывающие предприятия работают, используя полные производственные мощности. Более того, появилось сообщение, что из гданьского терминала через Поморский трубопровод и западный участок «Дружбы» осуществляются поставки на НПЗ компании «Тоталь» в немецком городе Лойна, работа которых тоже была заблокирована из-за проблем с российским сырьем…“
Вот на этом месте немецкий читатель может перевести дух. Течет или стоит «Дружба», в Германии бензин не подорожает до критических значений. Потому что на НПЗ в Лойне, принадлежащий «Тоталь», и уж тем более на свой НПЗ в Шведте «Роснефть» сырье поставляет исправно.
Теперь мы видим, что война между двумя нефтяными монстрами, долгое время шедшая под кремлевскими коврами, вырвалась из-под контроля. «Роснефть» сумела доказать, что и без трубы справляется с задачей спасения имиджа углеводородины. И заслуживает за это хоть часть трубы в награду. «Транснефть», могущественная, таинственная и еще недавно неприкасаемая, как британская королева, вдруг оказалась голой и жалкой на беспощадной мировой сцене.
Главный же и единственный зритель этой пронзительной драмы пока молчит. А вместе с ним хранит молчание и огромный зал, разделенный на Восток и Запад. Кажется, что даже их мучительные противоречия на время унялись, пока идет этот грандиозный нефтяной баттл.
Хорошо сидеть в Германии и выписывать всякую чушь, при этом еще публиковаться на сайтах которые запрещены в Украине. Борька ты не журналист – ты какашка.