ЧЬИ ДРАГОЦЕННОСТИ УКРАЛИ В ДРЕЗДЕНЕ

Кількість переглядів 520

Август Сильный на пару дней затмил в Германии Путина и Трампа (Меркель давно сошла с пьедестала массовых упоминаний). Саксонский курфюрст и польский король по совместительству он, как и вся Европа тогда, был очень зависим от «Парижского обкома» и во всем подражал его начальнику Людовику XIV. В Польшу саксонский патриот мало верил (как пришла, так и уйдет, и был прав), поэтому решил превратить в Версаль свою малую родину – Дрезден. И велел построить там дворец-резиденцию, придворную католическую церковь, знаменитые террасы на Эльбе и теперь всемирно известный комплекс Цвингер.

А в резиденции создать «комнату чудес» – позже из нее выросли Зеленые своды. Те самые, которые «обнесли» в ночь на понедельник.

Говорят, самый знаменитый саксонец был вторым после Людовика – Солнце «человеком-барокко»: страстно любил красивые вещи, бриллианты, роскошных женщин и понты. В общем, вполне понятный персонаж для всех, кто знал Москву начала нынешнего века.

Здоровый бугай (1.71 м роста, в 18-м веке это был богатырский размерчик!), безрассудный (сейчас сказали бы – отмороженный), храбрый и веселый. Ради понтов того времени готов был на все. Сменил протестантство на католицизм, чтоб участвовать в тендере на польского короля. Тогда это было гораздо круче, чем от красных сбежать к белым. Лютеранство – совесть Саксонии, родовое гнездо Веттинов – Виттенберг, помните: Лютер, тезисы, собор, дверь?..

Словом, широкая душа. Наживались на нем, конечно, все, кто имел доступ. В основном французы, англичане, ну, и сами знаете кто…

Ради прикольной цацки Август Первый-Второй (он в Дрездене числился Первым, в Польше – считался Вторым, так вот смешно получилось) готов был продать родину. Или заложить, как минимум. Делал это не раз.

Очень забавна и характерна история со знаменитым Зеленым бриллиантом (тем самым, что не достался ворюгам по причине командировки в Нью-Йорк).

Вообще-то зеленые алмазы любого размера очень редки. «Дрезденский Зеленый» относится к числу редчайших.

Родиной легендарного зеленого алмаза, по всей видимости, была Индия. Первое известное свидетельство о его существовании относится к 1722 году. Лондонская газета «Пост Бой» в номере за 25–27 октября 1722 года сообщала:

“В прошлый вторник днем г-н Маркус Мозес (известный в ту пору лондонский торговец алмазами – BF), недавно прибывший из Индии, имел честь продемонстрировать Его Величеству (английскому королю Георгу I – BF) большой алмаз прекрасного изумрудно-зеленого цвета… Его Величество был весьма доволен этим зрелищем. По его словам, в Европе никогда не видели ничего подобного прежде. Он (Маркус Мозес – BF) показал Его Величеству несколько других прекрасных больших алмазов, каких из Индии прежде никогда не привозили. Он был также 25-го, чтобы продемонстрировать Их Королевским Высочествам большой алмаз, и они были удивлены не только его размерами, но и его прекрасным изумрудным цветом без какой-либо подложенной фольги под оным. Мы слышали, что этот господин оценивает камень в 10 000 фунтов” …

Короля Георга соблазнить, однако, не удалось: очень уж дорого запросил продавец.

Но господин Мозес не стал демпинговать. А поступил напротив очень «бизнесово».

Следующая ссылка на большой зеленый алмаз содержится в письме барона Гаутьера, асессора Тайного королевского совета в Дрездене, адресованном польскому послу в Лондоне. В этом письме, датированном уже 1726 годом, идет речь о большом зеленом алмазе, предлагаемом неким лондонским торговцем курфюрсту Саксонии и королю Польши за (внимание!!!) 30’000 фунтов стерлингов.

Переговоры о покупке зеленого алмаза шли долго: купил его через целых 16 лет, в 1742 году, уже сын Августа Сильного Август III. Да и продал ему этот камень не Мозес Маркус, а другой бизнесмен голландский купец по фамилии Телпс.

Надо сказать, 30’000 фунтов стерлингов в середине XVIII века были запредельной суммой. “Цена зеленого миндалевидного камня равнялась стоимости постройки всего Дрезденского собора”, — считают специалисты. Что говорить, в начале века весь бюджет Англии составлял 4 миллиона фунтов.

Очевидно, Август сильно поиздержался на создании своего маленького Версаля. (Знал бы, ради кого старается!!!) Денег катастрофически не хватало на два других важнейших дела: баб и войну. Человек-барокко был настолько прогрессивен, что даже главное развлечение королей финансировал по остаточному принципу. Когда коллеги просили его поучаствовать в какой-нибудь коммерческой осаде города или замка, он бесхитростно отвечал: денег нет, но вы держитесь. Прусский король однажды обиделся на такое пренебрежение профессией.

Со вторым увлечением все было еще сложнее. Одну из главных сложностей звали графиня Анна Констанция фон Козель, урожденная фон Брокдорф, в браке фон Хойм. По затратам она была конкуренткой Зеленым сводам. В какой-то момент траты на фаворитку мешали уже не только войне, но и строительству Версаля-2. В итоге ее пришлось заключить в дальний замок. Графиня просидела полвека: наследники Сильного так опасались ее чар или проклятий, что не давали ей свободы и много лет после смерти венценосного покровителя.

Но кое-что от графини фон Козель досталось и нам. Ой, простите, не нам, а тем, кто отправил в Зеленые своды банду грабителей: ее бриллиантовый гарнитур, по слухам, ушел вместе с ворами.

Наследники Августа Сильного уже не были «людьми-барокко». Они, конечно, пополняли коллекцию, заботились о ней, охраняли (ау, власти Дрездена!!!) надежно. Но такой поглощающей страсти к ней не питали.

Последний король Саксонии звался Фридрих Август Иоганн Людвиг Карл Густав Грегор Филипп Саксонский. Проще – Фридрих Август Третий (это он на фото). Ему, конечно, было далеко до могучего предшественника. Да и Саксония к его временам растеряла свои территории и авторитет. А в 1918 году в Германию закатилась революция, как раз в ноябре, – и Фридрих Август отрекся от престола.

Уходя, он проворчал на своем саксонском диалекте:

“- Nu da machd doch eiern Drägg alleene…”
“Ну, а теперь разбирайтесь со своим дерьмом сами…”

Что мы и делаем…

Boris Fel

Happy
Happy
0
Sad
Sad
0
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0

1 коментар до “ЧЬИ ДРАГОЦЕННОСТИ УКРАЛИ В ДРЕЗДЕНЕ

  1. Сегодняшняя история интересно пересекается с событиями 300-летней давности. Саксонский курфюрст Август, протестант, женился на протестантке Кристиане-Эберхардине, дочери маркграфа. Кристиана прославилась защитой протестантов от притеснений католиков. Вскоре после женитьбы Августу предложили пост польско-литовского короля, но для этого надо было перейти в католичество. Он, конечно, перешёл, но в результате жена фактически разошлась с ним. Жить с католиком? Бррр! За всю жизнь Кристина ни разу не была в Польше. Тем не менее, Кристиана автоматически стала польской королевой(Fürstin по-немецки). Когда Кристиана умерла в 1727 году, И.С. Бах посвятил ей кантату”Laß, Fürstin, laß noch einen Strahl”(BWV198), вступительный хор к ней(“Trauerode”) широко известен. Правда, через пару лет Бах, узнав, что при дворе Августа требуется муз. руководитель, предложил свои услуги, но был отвергнут.
    https://www.youtube.com/watch?v=1DA5mYizc20

Коментування закрито.