Аммиачную селитру, которая взорвалась в Бейруте, конфисковали с судна под названием Rhosus в 2014 году, пишут сейчас многие каналы в Телеграм.
Владельцем этого судна был проживающий на Кипре уроженец Хабаровска Игорь Гречушкин, утверждают моряки, работавшие на Rhosus. По их словам, владелец заявил, что обанкротился, и «фактически бросил судно». Юристы кредиторов получили три ордера на арест Rhosus, которое ходило под молдавским флагом.
Rhosus перевозило 2’750 тонн селитры из Батуми в Мозамбик. В сентябре 2013 года оно сделало незапланированную остановку в Бейруте из-за неполадок на борту.
После проверки судна экипажу запретили выводить его из порта. Конфискованная с судна селитра хранилась на складе на 12-м причале порта Бейрута, ее должны были утилизировать. Из-за того, что на судне оставался опасный груз, ливанские власти оставили на нем четырех моряков, которые должны были ждать сменного экипажа, сообщает bankstа.
В июле 2014 года украинский портал odessitua.com публиковал письмо оставшихся на Rhosus моряков, которые просили «вытащить их из плена»:
НАШИ МОРЯКИ ПРОСЯТ СПАСТИ ИХ ИЗ ПЛЕНА
В нем, в частности, говорится:
“Хозяин Гречушкин Игорь фактически бросил судно и оставшийся экипаж. Денег на содержание экипажа не дает совсем, полностью лишил судно какой-либо связи… Говорит, что обанкротился”, – писал капитан судна Борис Прокошев.
Вот что он рассказал сегодня журналистам:
– Вы в то время были гражданином какой страны?
– России. В Украине у меня был только вид на жительство.
– Вы обращались за помощью к российским властям?
– Я писал каждый месяц Путину. Писал, что состояние у нас хуже, чем у заключенных. Заключенный знает, когда он выйдет, а мы не знаем, когда нас выпустят! И отпустят ли вообще! Ответом была отписка: ваше обращение отправлено в МИД. Консульство мне сказало: что ты хочешь, чтобы Путин прислал спецназ, чтобы тебя тут боем освобождали? В итоге мы сами продали топливо и наняли адвоката. Он подал в суд на власти Ливана. И через суд нам разрешили уехать.
– Гречушкин на связь не выходил?
– Выходил. Но единственное, что сделал – оплатил нам дорогу до Одессы, когда нам разрешили уехать.
– Сколько он вам задолжал?
– Мне лично 60 тысяч долларов. Стармеху – 50 тысяч, третьему механику – около 20, боцману – около 10. Причем я знаю, что когда он погрузил эту селитру в Батуми, ему дали миллион долларов за перевозку. Мне так сказал предыдущий капитан. И вдруг у него через месяц кончились деньги. Кстати, само судно, если его сдать в металлолом, это 350 тысяч. Он просто решил его бросить, а миллион прикарманить.
– А кто ему этот миллион заплатил?
– А вот заказчики из Мозамбика. Что самое интересное – я сначала-то и не волновался. Думаю, груз все равно нужен заказчикам, они его будут требовать. Выручат груз, ведь они только за перевозку миллион отдали. Но покупатели никаких шевелений не проявляли вообще!..
Моряки находились на судне около года и вернулись на родину в сентябре 2014 года. Селитра же осталась в Бейруте.
Стоит напомнить, что селитра аммиачная, она же нитрат аммония, широко используется как азотное удобрение и в качестве взрывчатого вещества. Она очень опасна и требует особых условий хранения.
Ливанский телеканал LBCI сообщил, что взрыв 2,7 тысяч тонн селитры произошел в результате сварочных работ. Рабочие заделывали отверстия, через которые можно было совершить кражу.
Как говорится, хотели как лучше. Но вообще-то смесь вечного ближневосточного бардака с восточно-европейским цинизмом опаснее любой взрывчатки.
Поразительно, что брошенные хозяином взрывчатые удобрения продержались в порту целых 6 лет. Это говорит о том, что в Ливане начал было водворяться какой-то порядок и контроль: в прошлом веке бесхозную селитру украли бы и перепродали бы мгновенно. И точно вывезли бы из густонаселенного города.
Эксперты говорят, что по мощности удобрения равны одной шестой веса обычной взывчатки. Это значит, что в порту Бейрута рвануло почти 500 тонн тринитротолуола. Оценивая разрушительную способность такой огромной массы взрывчатки, несмотря на огромные потери (пишут о 100 погибших и 3’500 пострадавших, среди которых знаменитый ливанец автомобильный гений Карлос Гон, бежавший из Японии в футляре виолончели) – можно сказать, что многострадальному Бейруту еще повезло…
Останні коментарі