Мир привыкает стоять на голове. Теперь за продукт, который называют «черное золото», надо платить, чтоб его взяли. И в Америке уже платят! Пока еще немного, несколько десятков центов за баррель, но уже доплачивают покупателям. Вернее, не покупателям, а получателям: ведь у нефти отрицательная стоимость!
Причина этого чудовищного парадокса – колоссальный избыток «черного золота» на мировом рынке.
«До войны» весь мир потреблял каждый день примерно 100 миллионов баррелей. И цена держалась. Не очень высоко, но вполне приемлемо для всех, около 60 долларов за баррель.
Потом замер в вирусной позе Китай, главный мировой «нефтяной пьяница». Баррель рухнул до 40 долларов. В это время развалилась организация под названием ОПЕК- союз нефтяных рэкетиров.
Это сейчас они такие несчастненькие, а в 70-е травили мир нефтяным эмбарго: требовали от США и Западной Европы отказать Израилю в праве на существование. В нашей коллективной памяти этой картинки не осталось: СССР гнал свою нефть на рынок, не глядя на союзные отношения с арабами: деньги были нужнее, чем арабская любовь. Но Западу тогда досталось!
ОПЕК погубили два фактора: жадность и Игорь Иванович Сечин. Жадность пребывала с ними всегда, а вот начальник Роснефти – недавно. В итоге его усилий Россия вышла из договора по сдерживанию нефтяных цен – и баррель полетел камнем.
Нефти стало не просто с избытком, а неописуемо много, когда в вирусную позу начала становиться Европа, за ней США и даже огромная Индия.
Замерли авиаперевозки, они потребляли 5 миллионов баррелей каждый день. Американские автомобили проглатывали ежедневно 9 миллионов баррелей, движение в США ужалось до размеров тех самых 70-х. И так миллион за миллионом…
Сейчас каждый день мировой нефтепром выдает по 30 миллионов невостребованных баррелей нефти. Это только на экране выглядит будничной цифрой: 5 миллионов тонн, почти 100 000 железнодорожных цистерн ежесуточно остаются неразгруженными, вообразите эту массу!
Спрос на нефть снижается быстрее, чем кто-либо прогнозировал, и наиболее уязвима внутриматериковая добыча в США, России и Канаде, флегматично замечает аналитик Goldman Sachs.
31 марта российская нефть Urals поставила новый антирекорд – $13 за баррель. Дисконт к Brent составил 9 долларов. И все равно не берут!
Во вторник экспортная цена российской нефти стала отрицательной: расходы на ее доставку до портов, налоги и другие затраты превысили стоимость продажи с в портах Европы.
Котировка Argus fip (Free in pipe означает, что продавец обязан доставить за свой счет товар к трубопроводу) в понедельник, 30 марта, была равна минус 1’007 руб. за тонну, а во вторник — минус 1’200 руб. за тонну.
А объемы потребления снижаются: на 26 меры по социальному дистанцированию для сдерживания коронавируса в настоящее время затрагивают уже 92% мирового ВВП.
По оценке IHS Markit, за первое полугодие 1,8 миллиарда баррелей «черного золота» останутся без конечных потребителей. Таков объем избыточного предложения, который нефтетрейдерам придется разместить в танкерах и хранилищах.
Ключевое слово – разместить. А где? Нефть- не дрова, за сараем не сложишь. Нужны специальные хранилища.
Но проблема усугубляется тем, что крупнейшие глобальные нефтехранилища сосредоточены в нескольких центрах, таких как Роттердам, Карибский бассейн и Сингапур, которые доступны не каждому производителю. По словам трейдеров, для тех, у кого нет доступа к трубопроводам и этим портам, локальные хранилища переполнятся через несколько дней.
По сообщению Bloomberg, Россия имеет наименьшее количество доступных хранилищ — примерно на 8 дней. У Саудовской Аравии в запасе 18 дней, а у США — 30.
В среду стало известно, что США будут предоставлять в аренду емкости для нефти в своем стратегическом резерве. Источники отмечают, что инициатива была предложена в связи отказом правительства от покупки нефти в стратегический резерв страны после того, как не удалось получить одобрения конгресса на финансирование этой акции.
Новый план может помочь США справиться с растущим избытком на рынке нефти. Но то США, а что остальные?
В этих условиях трейдеры вынуждены фрахтовать для хранения нефти супертанкеры. По оценке CEO крупнейшей в мире танкерной компании Frontline, на этой неделе отправится на хранение в танкеры 100 млн баррелей нефти — но и этого не хватит, чтобы переварить все избыточное предложение.
На американском рынке спрос на нефть опустился до такого уровня, что некоторые производители готовы платить за разгрузку хранилищ.
Например, компания Wyoming Asphalt Sour первой поставила отрицательную цену на нефть. Ее сырье в основном используется для производства битума.
Mercuria Energy Group Ltd готова платить за каждый баррель сырой нефти 19 центов, который вывезут из ее хранилища.
Кроме того, некоторые марки торгуются ниже $10 за баррель: так, например, Oklahoma Sour продается за $6,75, а Wyoming Sweet – по $4.
Нефтетрейдеры уже несколько недель не могут продать через порты ни барреля российской нефти Urals в Европу, сообщает CNN.
Trafigura, по сообщению агентства Bloomberg, предлагала партии с отгрузкой из Приморска и Усть-Луги 30 марта – 3 апреля по цене на 3,35 доллара ниже Brent, но не нашла ни одного покупателя.
Швейцарская Glencore выставила на продажу 100 тысяч тонн Urals c поставкой через балтийские порты 4-8 апреля, предлагая скидку в 3,7 доллара к Brent. Но также не встретила спроса.
Российский нефтетрейдер делится:
“Сорт нефти URALS в понедельник стоит уже 19 долл/баррель на базисе поставки CIF (то есть доставленная на перерабатывающий завод в Европе, Роттердам или Аугуста). На условиях FOB (то есть в российском порту) наша нефть еще дешевле, 14 долл / баррель в портах Приморске и Усть-Луге. До российского порта из Казахстана по системе трубопроводов Казтрансойла и Транснефти доставка будет долларов 4-6 долларов за баррель. То есть в Казахстане сорт нефти Urals стоит 8- 10 долл. Я помню, при такой цене в 1998 году сначала сливали нефть в степи в вырытые котлованы (так называемая амбарная нефть), а потом и вообще останавливали скважины…”
Единственным светлым пятном на этом фоне стали сообщения Bloomberg том, что китайские нефтеперерабатывающие заводы закупили 10—12 грузов российской нефти марки Urals с отгрузкой в апреле, что значительно больше, чем в предыдущие два месяца.
Агентство уточняет, что объем каждого из грузов составляет 100 тыс. тонн нефти, таким образом, общий объем апрельских поставок российской нефти в Китай достигает 1 — 1,2 млн тонн. При этом в феврале объем поставок составлял 540 тыс. тонн, в марте — около 700 тыс. тонн.
“Возобновление покупательского интереса произошло в основном из-за недавнего падения цен на нефть и роста внутренней экономической активности в Китае”, — приводит Bloomberg мнение трейдеров.
При этом падение спроса на нефть и топливо в мире, как и эпидемия коронавируса, еще далеки от зенита. Ушла в вынужденный отпуск 1.4-миллиардная Индия, за ней 140-миллионная Россия, а Юго-Восточная Азия, как и Африка, лишь готовятся к первому удару вирусной бури и, соответственно, к карантину.
Компания Glencore на прошлой неделе сообщила, что арендовала крупнейший в мире танкер «Европа», вместимостью 3 миллиона баррелей на ближайшие шесть месяцев. И что же? Он уже загружен под завязку.
Останні коментарі