Как сообщает телеканал ABC, ссылаясь на данные с американских спутников, не беспилотные аппараты босоногих хуситов, а классические иранские крылатые ракеты, типа российских «калибров», поразили крупнейший в мире центр сепарации нефти в Абкайке. Ракет было 19, 17 из них достигли своих целей.
Пожары на этом гигантском комплексе, где миллионы баррелей нефти ежедневно проходят процесс сепарации от вредных примесей, привели к потере саудитами 5 миллионов баррелей суточного производства. При этом утром понедельника цена барреля подскочила до 66 долларов, на 10%, но сейчас уже падает по направлению к 60.
И тем не менее этот удар в сердце саудовского королевства, производящего более 10 процентов мировой нефти, – классический акт войны, подлинный казус белли.
То, что саудовцы не способны не только отразить атаку крылатых ракет, но даже определить направление, с которого их атакуют, говорит лишь об одном: ни гигантские суммы нефтяных прибылей, ни третий в мире военный бюджет, ни прекрасное западное образование уже для третьего поколения саудовских принцев крови, ни контроль над мусульманскими святынями, ни жесточайшие наказания для собственных граждан, включающие публичное обезглавливание и забрасывание камнями отступников от норм шариата, – не дают нации силы духа и воли к сопротивлению внешним угрозам.
В 2018 году эксперты Moody’s назвали нефтяную госкомпанию королевства самой прибыльной компанией в мире: чистая прибыль Saudi Aramco составила $111,1 млрд. Это больше, чем показали Apple, Google и ExxonMobil, вместе взятые.
Но что проку от этих миллиардов, если их можно беспрепятственно сжечь ракетами, обходящимися Тегерану дешевле любого дорогого автомобиля саудовских принцев?
Все знают, что Иран с начала года стоит за более чем за 100 атаками против Саудовской Аравии: были удары по танкерам, аэропортам, теперь по нефтекомплексу.
А что король и наследный принц? Надеются на Трампа. Но почему Трамп должен воевать вместо саудовского короля? Если бы Aramco по-прежнему принадлежала американским компаниям, как это было с середины 30-х годов прошлого века до конца 80-х, защита США включалась бы автоматически. Но саудовский двор предпочел вытеснить американцев из этого прибыльного бизнеса. Однако оказался абсолютно не способен защитить его от вражеских атак.
Конечно, Иран ведет опасные игры. Наверное, аятоллы однажды доиграются. Но сейчас речь идет о суверенитете саудовцев над нефтепромыслами мирового значения. Если король и его две тысячи принцев крови не способны их защитить, то главным мировым потребителям нефти, возможно, следует задуматься: что важнее -судьба королевской династии со скромной 100-летней историей или судьба мировой экономики, зависимая от саудовской нефти?
Читайте еще:
Останні коментарі